Общий подход к ремонту деталей

Без рубрики  Нет комментариев

Общий подход к ремонту деталей
При ремонте изношенных или поврежденных деталей двигателя необходимо придерживаться определенных общих правил. Это позволяет избежать ошибок, обеспечить качество ремонта, а в целом снизить вероятность неисправностей и отказов после ремонта и исключить затраты времени и средств на их исправление.
Все детали двигателя, подверженные различным повреждениям в эксплуатации, можно условно разделить на две группы. Первая группа — изнашиваемые детали, непосредственно контактирующие по рабочим поверхностям с ответными изнашиваемыми деталями. Такие детали могут обрабатываться в ремонтные (увеличенные для отверстий и фланцев и уменьшенные для валов) размеры для сопряжения с ответными заменяемыми деталями. Примером может служить шлифование коленчатого вала под вкладыши увеличенной толщины или хо-нингование цилиндров под поршни увеличенного диаметра.Общий подход к ремонту деталей
При ремонте изношенных или поврежденных деталей двигателя необходимо придерживаться определенных общих правил. Это позволяет избежать ошибок, обеспечить качество ремонта, а в целом снизить вероятность неисправностей и отказов после ремонта и исключить затраты времени и средств на их исправление.
Все детали двигателя, подверженные различным повреждениям в эксплуатации, можно условно разделить на две группы. Первая группа — изнашиваемые детали, непосредственно контактирующие по рабочим поверхностям с ответными изнашиваемыми деталями. Такие детали могут обрабатываться в ремонтные (увеличенные для отверстий и фланцев и уменьшенные для валов) размеры для сопряжения с ответными заменяемыми деталями. Примером может служить шлифование коленчатого вала под вкладыши увеличенной толщины или хо-нингование цилиндров под поршни увеличенного диаметра.
Вторая группа — неизнашиваемые детали, непосредственно не работающие на износ в контакте с другими, но в некоторых случаях получающие те или иные повреждения при разрушении сопряженных деталей. К ним можно отнести шатуны, блоки цилиндров (постели коленчатого вала) и т.п. В отличие от деталей первой группы, неизнашиваемые детали следует ремонтировать преимущественно с восстановлением в прежний размер. Если при ремонте это условие нарушается, то,
как правило, требуются нестандартные комплектующие При этом не исключено, что надежность двигателя будет снижена, а последующий ремонт (если он потребуется) будет затруднен или невозможен без замены этих деталей.
Исходя из сказанного, можно сформулировать следующие правила ремонта:
1. Не следует без необходимости изменять конструкцию ремонтируемых деталей, особенно, если речь идет об относительно недорогих деталях. Например, протачивание канавок на поршне под более высокие («толстые») кольца всегда ослабляет поршень и в последующем может привести к его поломке. Установка «сухих» гильз в блок с последующей их расточкой и хонингованием под изношенные поршни для восстановления зазоров в цилиндрах — также изменение конструкции, причем совершенно неоправданное. Для ремонта блоков практически всегда существуют поршни увеличенных (ремонтных) размеров. Другое дело, когда в цилиндре обнаружено глубокое повреждение или трещина, либо цилиндры уже имеют последний ремонтный размер. В таких случаях установка гильз оправдана, поскольку является единственным способом восстановить дорогостоящую деталь — блок цилиндров.
2. При проведении ремонта двигателя, особенно сложного, не стоит экономить на мелочах — лучше один раз заменить и/или отремонтировать все изношенные или «подозрительные» детали. Это оказывается дешевле, чем несколько раз затем частично разбирать двигатель и устранять «недоделки». Например, можно оставить без замены сальник коленчатого вала, ошибочно посчитав его еще хорошим по его внешнему виду. Однако при этом сильно возрастает риск повторного снятия и установки двигателя или коробки передач для замены этого сальника. Такая же «мелочь» внутри самого двигателя нередко «стоит» еще и повторных разборки и сборки двигателя.
3. Отремонтированная деталь должна иметь геометрические характеристики — перпендикулярность, параллельность, взаимное биение рабочих и базовых поверхностей, на уровне новой детали. Чем выше качество ремонта, тем меньше отклонения формы, расположения и размеров поверхностей. Эти параметры должны быть, с одной стороны, заложены в технологию ремонта, а с другой — тщательно проконтролированы перед сборкой двигателя. Ошибки, допущенные при ремонте и пропущенные при контроле, ведут обычно к ускоренному износу самой детали и деталей, сопряженных с ней.
4. При ремонте деталей не следует забывать о возможности последующего ремонта. Это значит, что должен быть обеспечен по возможности минимальный съем металла на изношенных поверхностях. К
1000
роме того, не стоит произвольно дорабатывать детали и изменять их посадочные размеры под имеющиеся на ремонтном предприятии дешевые комплектующие. Например, растачивание крышки блока и/или шлифование вала под имеющийся в наличии нестандартный сальник при последующем ремонте может создать проблемы с поиском такого же сальника. Еще хуже, когда дорабатывается отверстие шатуна под нестандартные шатунные вкладыши -«вернуть» размер обратно к номинальному практически невозможно.

загрузка…

Следует отметить, что некачественный ремонт -это в определенной степени бумеранг для недобросовестного ремонтника. Достаточно велика вероятность того, что именно ему и придется устранять недоделки, и у него самого могут возникнуть проблемы с повторным ремонтом.
5. При ремонте двигателей не следует использовать запасные части и комплектующие низкого или сомнительного качества. Как правило, их можно отличить по низкой цене и внешнему виду, который нередко отличается от внешнего вида детали, снятой с двигателя. Детали и комплектующие низкого качества могут привести к необходимости проведения повторного ремонта уже через несколько тысяч километров пробега.
Особенно неприятно, если под эти запасные части выполнялся ремонт сопряженных поверхностей других деталей, что, помимо всего прочего, резко увеличивает объем повторного ремонта. Поэтому разного рода «нестандартные» запасные части и комплектующие лучше использовать только для того двигателя, для которого они и предназначены. Еспи все же другого выхода нет, замену комплектующих на нестандартные следует проводить крайне осторожно, по принципу «семь раз отмерь -один раз отрежь». Стоит отметить, что и наоборот, установка только оригинальных деталей и комплектующих с маркировкой фирмы-изготовитепя автомобиля также далеко не всегда оправдана из-за их высокой цены. Таким образом, цена, а следовательно, и качество запасных частей должны быть оптимальны, иначе ремонт двигателя становится нерентабельным.
6. В практике ремонта двигателя следует использовать несколько основных способов восстановления зазоров и поверхностей сопряженных и изношенных деталей:
а) одна из изношенных деталей обрабатывается в ближайший ремонтный размер — увеличенный (для отверстия) или уменьшен-ный (для вала). Другая деталь заменяется на новую, имеющую увеличенный (уменьшенный) ремонтный размер. Это наиболее распространенный и дешевый способ ремонта ЦПГ и КШМ;
б) одна из изношенных деталей не обрабатывается (если износ небольшой) или обрабатывается до восстановления правильной геометрической формы. На рабочие поверхности ответной детали наносится слой металла (наплавка, наварка, напыление, гальваническое покрытие). После этого деталь обрабатывается (шлифуется) в размер, больший стандартного (вал), но обеспечи-вающий требуемый зазор в сопряжении. Данный способ может быть использован, например, при ремонте деталей распредели-тельного механизма (сопряжения распределительного вала с головкой блока, клапанов с клапанными втулками);
в) на одну из изношенных деталей наносится слой металла, после чего деталь обрабатывается в размер, равный стандартному (если износ мал) или меньший его (если износ велик). Ответная деталь заменяется на новую соответственно стандартного или ремонтного размера. Данный способ является основным для ремонта подшипников распределительных,
Общий подход к ремонту деталей

Рис. 9.1. Общая схема ремонта «разъемных» отверстий: а — отверстие до ремонта; б — обработка п
1000
оверхностей разъема; в — эллипсность отверстия после соединения деталей: (————) — контур отверстия после ремонта
Общий подход к ремонту деталей
Рис. 9.2. Схема смещения оси при ремонте разъемных отверстий (предполагается равномерный съем металла при ремонте): а — поверхности разъема обработаны у основания и у крышки на величину X — смещение оси на величину X в сторону основания; б — поверхность разъема обработана на величину X только у крышки — смещение оси на Х/2 в сторону основания; ///// — основание
вспомогательных и балансирных валов, если они вращаются в подшипниках скольжения. Кроме того, способ часто используется для ремонта сильно изношенных коленчатых валов, когда величина износа отдельных поверхностей превышает 3-й ремонтных размера (т.е. больше 0,75-И ,0 мм);
г) изношенная деталь, имеющая отъемную (разъемную) часть, обрабатывается по поверхности разъема, после чего деталь соединяется, а изношенная поверхность обрабатывается в стандартный размер. Это основной способ восстановления постелей подшипников в блоке цилиндров, шатунах и головке блока с разъемными крышками опор;
д) обе ответные детали заменяются на новые, но одна из деталей дополнительно обрабатывается для обеспечения рабочего зазора. Данный способ характерен для ремонта головок блоков с заменой изношенных клапанов и клапанных втулок, верхних головок шатунов при замене втулок поршневого пальца;
е) обе ответные детали заменяются на новые с «автоматическим» обеспечением рабочего зазора. Такая ситуация встречается при замене коленчатого вала со вкладышами, распределительного или вспомогательного валов в комплексе с новыми втулками подшипников, а также при замене блока цилиндров с поршнями и кольцами. Этот способ наиболее дорогой и применяется тогда, когда другие способы ремонта невозможны из-за сильного повреждения деталей.